Логотип igrozor

20 лет назад был официально представлен Steam — «Специальное ПО» изменило ПК-гейминг

22 марта исполнилось ровно 20 лет с момента первого анонса Steam от Valve. Самое время вспомнить, как тогда говорили об этой платформе и как выглядел первый клиент Steam.

Для многих геймеров Steam почти синоним компьютерных игр. Платформой ежедневно пользуются миллионы людей по всему миру. Через стим покупают игры, запускают их, зарабатывают достижения, общаются с друзьями. 22 марта исполнилось 20 лет с момента первого официального анонса этой платформы.

Valve анонсирует Steam и рекламирует его плюсы

Мероприятие состоялось на конференции GDC 2002. Объявление было сделано Гейбом Ньюэллом, генеральным директором Valve, компании, которая создала Steam и чьи продукты, такие как Half-Life и Counter-Strike, доминировали на игровой платформе в первые дни. Ниже вы можете увидеть скриншот ранней версии клиента.
Вот как Ньюэлл говорил о Steam сразу после его официального анонса:
«Наши игры используют интернет, но не наш бизнес. Согласно последнему опросу Speakeasy, более 75% игроков используют широкополосный доступ в интернет. Поэтому мы в Valve решили создать интернет платформу для более эффективного ведения нашего бизнеса и предоставления более качественных услуг нашим клиентам. (...) Steam — это интернет бизнес-платформа. С его помощью мы сможем продавать и напрямую общаться с клиентами. Платформа использует высокопроизводительную распределенную файловую систему для быстрой и масштабируемой доставки контента. Вы загружаете только то, что вам нужно и тогда, когда вам это нужно. Это быстрее и дешевле, чем компакт-диски и, наконец, больше никаких патчей».
Преимущества Steam также упоминались в официальном пресс-релизе, разосланном отраслевым СМИ:
«Используя приложения с поддержкой Steam, потребители с широкополосным интернетом смогут приобретать и запускать свои приложения быстрее, чем если бы они устанавливали их с компакт-диска. Пользователи могут получить доступ к своим приложениям с любого ПК, просто войдя в свою учетную запись Steam. Инструменты управления репликацией и конфигурацией Steam устранит проблемы, связанные с исправлениями и обновлениями. А за счет устранения накладных расходов на распространение физических товаров разработчики смогут использовать эффективность широкополосного интернета для улучшения обслуживания клиентов и увеличения прибыли»

Гейб Ньюэлл о возможном подходе издателей и розничных продавцов к Steam

В процитированном отрывке из пресс-релиза речь шла о снижении затрат. В этом контексте интересно заявление Ньюэлла для Shacknews о том, могут ли издатели возражать против Steam:
«Ну, я не хочу сказать, что ваш типичный издатель не надеется, что мы потерпим неудачу. Они, вероятно, были бы счастливы, если бы джин широкополосного доступа в интернет остался в этой проклятой бутылке еще на пару лет. Однако издатели видели, что это неизбежно и им потребуется больше времени на размышления о том, как воспользоваться преимуществами широкополосного интернета, чем о том, как его остановить.»
Журналист Shacknews также поинтересовался у популярного Габена, как издатели могут отреагировать на снижение цен на игры в Steam. Вот что он услышал в ответ:
«Я думаю, что некоторые розничные продавцы будут скептически относиться к широкополосному интернету, но большинство из них уже пытаются понять, как должен измениться их бизнес. Я ожидаю, что некоторые из них захотят выяснить, как, выступая сами в качестве поставщиков услуг Steam, они могут работать с разработчиками. В рамках этого они собираются сказать: «Давайте удостоверимся, что у нас есть стратегия ценообразования, которая имеет смысл для розничной торговли по сравнению с широкополосным интернетом. Многое будет зависеть от того, насколько быстро геймеры перейдут от физической к широкополосной доставке игр».
Оказалось, что они перешли довольно быстро, и Steam удалось достаточно эффективно занять свое место на рынке. Постепенно платформа превратилась в гиганта, которого мы знаем сегодня.
Что еще более интересно, в интервью Shacknews Гейб Ньюэлл также сообщил, что не исключает, что Steam будет предлагать ежемесячные подписки для доступа к определенным играм. Однако он не должен будет заменить традиционную модель продаж. Игроку предстоит решить, какой вариант он выберет.

Воспоминания геймеров

Но что геймеры думают об анонсе и как он изменил их отношение к платформе? Приведем несколько высказываний из Reddit.
«Забавно думать о временах, когда все ненавидели Steam и предпочитали, чтобы каждая игра могла устанавливаться сама по себе», — написал UltimateWaluigi.
«Я был одним из них, по крайней мере, когда об этом объявили. Я думал в основном о том, что, если Valve обанкротится или прекратит обслуживание? Тогда все мои игры бы исчезли. Я имею в виду, что я все еще верю в реальную угрозу, но я и моя библиотека из 1000 игр к этому привыкли. Я также не мог представить себе, что вернусь к ручной установке и установке исправлений, боже мой. Steam по сравнению с другими магазинами ближе всего к открытой платформе», — ответил adsci.
«Я помню, что не хотел переключаться на него, так как Counter Strike был модом, в который можно было играть без стима. Steam был добр ко мне на протяжении многих лет», — написал de_dust_legend.