Гайд по Crusader Kings 3: Основы игры

Игра: Crusader Kings 3
Привет, Игрозор! Итак, дорогие друзья. Не увидел ни одного стоящего или около стоящего руководства по 3-ей части Crusader Kings. Так что, этот гайд расскажет о основах игры, о том как получить золото и как правильно делить земли. А так же гайд сэкономит вам время, так как на то, чтобы самому разобраться в игре, вам понадобиться относительно много времени и очень много траев. Сам я являюсь не ярым фанатом, но основы думаю понял и теперь имею общие представления об игре. Руководство рассмотрено с точки зрения Короля Ирландии его высочества Короля Мурхада и его жены Уракка.

Баронство. Основы управления и армии


1 Этап. Игра за барона

Как нам говорят в игре имеются 4 вида разделения земель.

1 — Баронства.

Баронства имеют в себе обычно 2-4 населенным пункта. Одно из которых — это гарантированно Замок (то, чем мы и можем владеть, тобишь нам Домен!).

Справка: Домен — это именно НАСЕЛЕННЫЙ ПУНКТ, которым мы владеем.

В основном мы можем владеть замками, а при желании даже городами и церквями, но оно нам не нужно, т.к.:

Замок — это столица баронства (ваша или вашего вассала), которую нам нужно защищать, чтобы противник не захватил баронство, а также место, где мы можем застраиваться и получать бонусы от строений напрямую.

Справка: Замками также могут владеть Вассалы — феодалы, которые на начальных этапах игры такие же игроки как и вы. Далее поднимаясь по карьерной лестнице они уже будут для вас мелкими приспешниками.

Города — это населенные пункты, которые принадлежат (или игра предложит вам передать управление) вассалам — республиканцам.

Справка: Вассал — республиканец это МЭР и если вы видите в названии персонажа Мэр «Название населенного пункта», то это он. Это самый мелкий вассал, который только есть, но и один из самых полезных на начальных этапах игры. Вассал — республиканец отдаёт вам 20% от своего дохода и 20% от своего ополчения.

Церковные владения — это населенный пункт, который принадлежит церкви. Зависит от религии, тут надо смотреть вашу религию и её способ управления: Светский (баронами — людьми) или Епархии (церкви). В большинстве религий, включая Католичество всё принадлежит Епархии.

Справка: Чтобы получать доход и ополчение от церковных владений вы должны иметь положительные отношения с вашим придворным церковником. ВНИМАНИЕ! При смене правителя почти всегда имеются отрицательные отношения с Епископом.

Немного о строительстве:

Мы можем застроить ЛЮБОЙ населенный пункт, который принадлежит нашему государству, НО! имеет смысл застраивать только СВОИ замки (особенно на начальном этапе). Так как напомню от этого мы получаем прямой доход! Позже при избытке денег или желании можно помочь и нашим вассалам, но при застройке например Казарм в ГОРОДЕ мы получим 20% от бонусов здания, то есть дополнительно лишь 20 ополченцев на войне от 100 ополченцев, которые даёт казарма. Внимание! Есть и бонусы, которые дают гарнизон (значок ополченцев с замком) в баронстве, этот бонус от города 100%.

Я начинал игру в 1064 году за Ирландского короля Мурхад'а. На старте имеем 2 барноства. Одно принадлежит непосредственно нам, другое вассалу. Сразу имеем претензию на южное баронство, которую было бы хорошо и захватить. Тут то и начинаются основы Войны!

Справка: Война — это один из способов, самый быстрый кстати, которые позволят заполучить новые земли.

Для того, чтобы иметь возможность вести войну с кем-либо мы должны иметь повод для ведения войны «Казус — Белли».

Поводы «Казус — Белли», могут быть разными и включать в себя разные цели: Смена неверующего еритика — правителя / Захват земли Барноства / Герцогства / Королевства / Империи / Подавление восстания и т.д.

Один из интересных аспектов игры состоит в том, чтобы получить этот самый «Казус — Белли». Вы можете подделать документы / попросить папу Римского, чтобы он позволил вам претендовать на трон / Узурпировать власть / нанять в придворные наследников земли и многое другое…

Однако в начале игры самый простой и действенный способ — это подделка документов претензии вашим епископом (о нет! церковь не способна на такое! Ан нет… способна). За определенную плату (обычно 100 ± 25 золотых). С того момента, как ваш Епископ подделал претензию и вы оплатили его услуги. Вы можете претендовать на баронство и объявить войну.

Справка: Претензии добытые таким путём это слабые претензии.

Т.е. принадлежащие непосредственно лишь персонажу, так что после его смерти эти претензии пропадут и ваши наследники не смогут объявить войну и продолжить ваше благое дело по объединению земель. Претензии посерьезнее уже будут передаваться по наследству, эти претензии можно получить захватив баронство, тогда эти барноства будут принадлежать вашим наследникам.

Итак мы имеем «Казус — Белли» и у нас есть войско — вперед! Объявляем войну и собираем войско на красном флажке.

В игре имеется множество видов войск, которые имеют преимущества перед другими и недостатки перед иными.

В начале игры доступны ополченцы, которые имеют 10 атаки и 10 защиты. Они то на протяжении долгого времени и будут составлять основу наших армий. Помимо ополченцев и игре имеются профессиональная армия и наёмники. Профессиональная армия — с вами всегда и её содержание обойдется в копеечку.

Справка: Суть содержания профессиональной армии и затраты на неё.

1) Купить 1 размер отряда (обычно 100 солдат, для осадной техники 10 солдат) 100 золота ± 25-50 золотых.

2) Набор солдат (когда их у вас например 50/100) и поддержание их в собранном виде (на карте) является что-то около 0.33 — 1.53 золотых в месяц, в зависимости от типа и количества войск.

3) Отряды укомплектованы (например 100 /100) и сидят в казармах (их нет на карте). Содержание: около 0.11 — 0.66 золотых в месяц, также в зависимости от типа и количества войск.

Цифры могут быть другие, но на начальных этапах будут примерно именно такими.

Преимущества профессиональной армии:

  • Мгновенных сбор (они появляются моментально) / разбор. Это важно, так как, если вы будут собирать / разбирать ополчение, то они могут набираться по 10 дней, а то и по месяцу.
  • Сильнее ополчения бомжей.

Советы по вашим первым войскам:

1) Не набирайте легкую пехоту. Сила легкой пехоты 12 атаки и 13 защиты, как видите они НЕМНОГО сильнее ополчения, но при этом ополчение — бесплатное, а пехота стоит золота. Их преимущество лишь в том, что они могут ПРЕСЛЕДОВАТЬ ВРАГА.

2) Набирайте лучников/конницу/пикинеров. Лучники уже имеют 24 атаки и 13 защиты, они уже будут ощутимее в сражении их недостатком является лишь то, что они НЕ МОГУТ преследовать врага. Конница — уже может, но стоит денег, которые в начале — дефицит. Легкую пехоту стоит набирать позже (об этом ниже).

3) Наберите хотя бы 1 отряд катапульт / онагров. С ними ваша осада будет в разы быстрее.

Баронство. Основы войны


Итак, на чем остановились… ах да. Мы имеем «Казус — Белли» и у нас есть войско — вперед! Объявляем войну и собираем войско на красном флажке.

Важно понимать, что армия идёт в назначенный населенный пункт, а не по душу противника. Т.е. если вы нажали «атаковать» армию противника, то вы нажали проследовать к населенному пункту, где стоит армия противника и если противник оттуда убежит из этого населенного пункта, до прибытия вашей армии, то ваша армия будет стоять в населенном пункте, а не преследовать противника. Так что надо вести её по пятам армии противника, если вы имеете цель уничтожить её.

Итак битва!

Важно понимать, что во время битвы большинство солдат НЕ погибает, а отступает (раненные, трусы или отступление по приказу). Армия после отступления может собраться с силами (духом) и с новым подкреплением навалять обидчику.

Перейдем к битве.

Битва делится на 4 этапа:

1) Сбор. Ваши армии встают на позиции, тут пока что ничего не происходит, а сам этот этап длится обычно не более 1-3 дней.

2) Манёвры (начало сражения). На данном этапе уже начинается битва и ни одна из армий НЕ может отступить.

3) Конец сражения. На данном этапе битва продолжается, но одна из армий МОЖЕТ отступить.

4) Преследование. Когда битва окончена и победитель ясен он начинает преследование! Тут самое интересное с точки зрения потерь убитыми. Если у вас в войске много конницы или легкой пехоты, то противник потеряет больше убитыми, чем если бы вы имели уйму войска с лучниками и тяжелой пехотой.

Битва выиграна. Противник разбит в пух и прах. А король Мурхад начинает осаду (или нет?).

Для того, чтобы начать осаду нужно, чтобы количественно ваша армия была больше, чем гарнизон противника, иначе прогресс осады не будет продолжаться.

На САМЫХ — САМЫХ началах игры вам может не хватать войска для захвата крепости. Тут есть несколько вариантов решения этой проблемы:

1) Отступите после битвы на свои земли для пополнения ополчения.
2) Возьмите 1 отряд ( 100 человек ) легкой пехоты/лучников. что подешевле.
3) Отнимите титул у вашего вассала, восстановите порядок в отнятом баронстве и получите 100% ополчения от баронства, вместо 15% ополчения от Барона — Вассала.
4) Заимейте хорошие отношения с епископом, чтобы заполучить от своих же церковных владений ополчения.

Предположим, что вы начали осаду и замок в осаде. Длительность осады зависит от ваших перков / событий в замке / наличия у вас осадной техники / уровня фортификации замка.

При наличии осадной техники может произойти пробитие образование в стене замка проломов: Большой и Малый. При наличии этих проломов вы можете ускорить процесс осады, но за счет значительно большего количества потерь вашей армии. Это полезно в некоторых ситуациях, но в большинстве — не нужно, т.к. вы потеряете армию и делаете себя слабее.

Справка: при стандартной осаде, без штурма теряется 1% армии за МЕСЯЦ.

Длительность осады на начальных этапах без осадной техники примерно от 2 до 4 месяцев (для СК 3 это пустяки).

Войны выиграна, а у вас появился новый вассал — феодал.

Теперь, чтобы развиваться дальше и получать больше выгод от правления — нужно не превышать пределы домена и раздавать баронства вассалам — феодалам.

ВАЖНО! Чтобы ваш вассал не стал СЛИШКОМ СИЛЬНЫМ и не сверг вас или не основал своё королевство — важно раздавать земли грамотно.

Справка: для понимания как раздавать земли важно понимать иерархию самих земель.

Итак:

  • 1 Баронство ( 1 этап игры ) состоит из 2-4 населенных пунктов.
  • 1 Герцогство / Малое королевство ( 2 этап игры ) состоит из 1-4 баронств.
  • 1 Королвество ( 3 этап игры ) состоит из 1-5 герцогств.
  • 1 Империя ( 4 этап игры) состоит из 3 — бесконечность королевств.

Итак как же делить земли?

Всё очень просто:

1) Выдавать земли преимущественно худородным/не имеющих претензий на другие земли вассалам/придворным.
2) Выдавать не БОЛЕЕ 1 Герцогства на 1 вассала (дарим титул, при необходимости отнимаем).
3) Если Вассал начинает необоснованный захват земель — отнимаем у него титул / заставляем прекратить междуусобную войну (также поможет 4 Авторитет короны — Абсолютный, который запретит вассалам начинать подобные войны за власть без вашего разрешения).

Завершение руководства


Ну вот замок захвачен, а барон подчинился и согласился на ваши условия. Далее в игре за короля Ирландии я бы посоветовал отнять баронства у ваших первых двух вассалов (это может привести к войне, но что же… Так тому и быть). Таким образом основав своё ПЕРВОЕ малое Королевство.

После чего активно начать захватывать Ирландский остров путём подкупа претензий у вашего епископа и раздачи захваченных после земель вашим вассалам. Так вы дойдете до титула КОРОЛЕВСТВА ИРЛАНДИИ.

Несколько важный советов до самой середины игры (до куда я пока дошел)… чтобы нормально играть в начале, пока более\менее не разберетесь.

1) Хотите понять как работает механика вассалов? Посмотрите на свой первый этап игры. Это такие же вассалы — игроки, как и вы, только управляемые ИИ. Они тоже стремятся к власти и хотят основать свою империю.
2) Следите за своими наследниками и своей династией.
3) Не бойтесь казнить нерадивых вассалов или лишать их титулов, а также передавать эти титулы другим вашим поданным без земель.
4) Замените как можно скорее систему наследования с Конфедеративный раздел на Раздел (это важно!).

Удачи в ваших начинаниях и надеюсь руководство кому-то пригодится ;)

P.S. Не забывайте спать и не сдавайтесь в игре, ведь пока жива ваша династия — возможно всё.

Управление землями и вассалами также является отдельным аспектом игры. И её интересом :)

БОНУС: Земли и как их делить


Выгода от грамотного раздела земли очевидна:

  • Больше золота в казну Королевства / Империи.
  • Больше ополчения в армию Королевства / Империи.
  • Могущественные вассалы слабее.

Итак с чего начать?

Начнем с устройства земель, как говорилось ранее в руководстве имеются:

  • Империи включающие в себя от 2 до бесконечного множества Королевств,
  • Королевства включающие в себя от 1 до 9 Герцогств.
  • Герцогства, включающие в себя от 1 до 9 Графств.
  • Графства, включающие в себя от 2 до 5 населенных пунктов.

Прямой вассал — непосредственно ваш вассал и именно такой вассал входит в лимит вассалов.
Вассалы — вассалов вас уже не касаются и по сути вам они не интересны с точки зрения ополчения и золота.

Имеются также 3/4/5 для Герцогства/Королевста/Империи соответственно.

МОГУЩЕСТВЕННЫХ вассалов имеющие наибольшее количество армии и наиболее опасные для вас, которые будут иметь -40 к настроению, если не будут заседать в совете.

При мелкой дележке есть проблема — вассалы стремятся к власти и постоянно воют между собой как и вы, разница лишь в том, что вы вырвались дальше по карьерной лестнице и получается, что вакансия МОГУЩЕСТВЕННОГО вассала постоянно меняется за этим надо следить или дать 3-4 (большего количества лучше избегать) вассалам титулы крупнее, чем у других. Тогда вы будете знать кого ставить в совет и с кем лучше иметь хорошие отношения.

Принцип разделения земель:

Тут всё очень просто.

Имея лимит вассалов следует как можно МЕНЬШЕ выдавать крупные титулы. Если крупный титул (например Короля) всё таки существует, то его можно уничтожить, а полученные герцогства выдать вассалам.

Итого: вместо 1 могущественного вассала мы будем иметь 10 вассалов помельче. Помимо этого мы будем иметь выгоду в ополчении и золоте в 10 раз большую (как мы уже рассмотрели это выше на примере золота).

Кому выдавать земли?

Также на ваше усмотрение, но я сам руководствуюсь следующими принципами:

1) Претендент не должен владеть землями.
2) Претендент не должен иметь претензии на другие земли.
3) Претендент должен быть одной конфессии со мной.
4) Претендент должен быть одной культуры со мной.

Чтобы при дарении увидеть кто какие имеет: претензии / земли / культуру / конфессию.

Игра: Crusader Kings 3Чем лучше соблюдаются эти условия, тем дольше ваши вассалы не будут предоставлять для вас угрозу.


БОНУС: Деньги и как их получить


Итак отыграв в CK 3 еще десяток часов, всё таки смог выстроить империю, которая держится не на костылях (вечные восстания вассалов), а уверенно существует с амбициями на весь мир.

Совет на счет денег:

В середине игры, когда у вас уже есть Королевство, но нет Империи требуется уйма золотых. Тысячи, даже десятки тысяч шиллингов могут пополнить вашу казну и вот несколько простых способов…

1) Директор исправительной колонии

При игре за персонажа «Управленца» следует вкачать навык «Золотые обязательства», тогда при выкупе вы будете получать уже не по 10, 25, 50 золотых, а натурально опустошать кошель вашего оппонента, забирая по 300 золотых.

Игра: Crusader Kings 3
Игра: Crusader Kings 3Во время войны (даже гражданской) получая заключенных — вы сможете заработать тысячи золотых и чем больше заключенных — тем больше золота вы можете заработать.

2) Не имей 100 друзей, а имей 100 вассалов

Этот способ может помочь вам увеличить ваш ЕЖЕМЕСЯЧНЫЙ доход.

Играя за любого персонажа следует назначать как можно больше вассалов. Обуславливается это тем, что вы получаете доход от ВАШЕГО вассала, а не вассала вашего вассала.

Система такая:

Предположим у вас есть 1 вассал (Герцог), который имеет 2 своих вассалов (Граф) помельче. Доход каждого из двух Графов 10 золота и они платят своему сюзерену 10%. Соответственно от 20 золотых Графа до Герцога доходит 2 золотых. А уже от Герцога до вас! доход 10% от 2 золотых, т.е. доход в 0.2 золотых.

Если убрать титул Герцога (или хотя бы предусмотрительно не создавать этот титул) и управлять вассалами графств напрямую, то мы будем иметь вместо 0.2 золотых -> 2 золотых, что в 10 раз больше!

Всё просто убираем посредников -> получаем доход. Profit!

Тем более, чем больше у вас баронов — тем лучше работают законы по налогообложению (Авторитет Короны) / призыву в армию и т.д. Тут следует оговориться, что есть лимит на количество вассалов 20 / 40 / 60, для Герцога / Короля / Императора соответственно.

Игра: Crusader Kings 3Переходим к следующему способу...

3) Церковные поборы

Тут также всё просто, при игре например за короля Мурхада (Ирландия), следует взять себе в жены женщину Католической веры (Уракка) и принять её конфесию. По переходу вы будете иметь возможность сбагривать свои 250 очков веры на 225 / 500 / 750 золота.

Игра: Crusader Kings 3Переход к следующему…


4) Церковные поборы ver 2.0. Следует не забывать про вашего штатного Архиепископа, который при наличии о вас хорошего мнения будет выдавать вам золото и ополчение. Больше положительного мнения о вас -> Больше золота и ополчения.

Игра: Crusader Kings 3
Оговорка: Максимум золота и ополчения вы получите при 100 очках мнения епископа, мнение ПАПЫ РИМСКОГО имеет значение лишь при согласии выдать вам золото на безвозмездной основе, для всего остального есть ВАШ Епископ.

Ответы на вопросы


Вопрос: Понял, что герцогство не очень выгодно, а вот графства — стоит на каждое графство ставить разных вассалов или всё-таки давать им по 3-5 графств?

Ответ: Сколько раздавать графств на 1 вассала зависит от ВАШЕЙ СИЛЫ и РАЗВИТИЯ ГРАФСТВ.

Разных вассалов для каждого графства не обязательно ставить. Но не стоит забывать, что чем больше графств у одного барона, тем он сильнее… и с этим надо быть осторожнее, иначе он будет постоянно бунтовать или же сам создаст/захватит де-юре Герцогство и будет в нём заправлять.

Подход к тому сколько графств раздавать на одного вассала зависит от развития земель. Вы можете дать 1 — ому вассалу 10 графств в Африке (слаборазвитые провинции) и у него будет сила в 2.000 ополченцев, а можете дать 3 графства в Европе (сильно развитые провинции) и у него будет 2.500 ополченцев.

Пример: Будучи Императором я создал королевство Германия и выдал его вассалу.Сразу же он стал намного сильнее и взбунтовался. Пришлось подавить восстание, посадить короля Германии в тюрьму, забрать у него титул Короля и уничтожить этот самый титул. А вот например в Испании и Африке — раздаю ТОЛЬКО королевства и ни одного герцогства/графства.

Вопрос: Можешь расписать поподробнее как готовить наследника начиная с выбора жены например?

Ответ: В воспитании последующего поколения есть множество нюансов, которые вы будете постигать ВСЮ игру Почувствуй себя «Бене Гессерит» и выведи своего Квисац Хадераха с блэкджеком и… ну вы поняли…
Селекция вашей династии очень интересная вещь и составляет отдельный аспект игры за которым нужно следить. Вот некоторые рекомендации, которых я придерживаюсь:

1. Чтобы подготовить наследника:

1.1 Ищите жену с наследуемыми свойствами и хорошими характеристиками, а также жену следует искать молодую (желательно от 16 до 25 лет), чтобы успела родить вам наследника. От этого ваше потомство будет крепким и возможно унаследует хорошие врожденные свойства. Например «Гениальность».

1.2 Будьте сами опекуном или назначайте опекуном персонажа одинаковой с вами культуры и религии, а также из ВАШЕГО ДОМА! (чтобы не ушел за границу, где его будет оберегать лишь господь).

1.3 ВЫ МОЖЕТЕ МЕНЯТЬ СПЕЦИАЛИЗАЦИЮ ВАШЕГО НАСЛЕДНИКА.
Начиная с 6-ти летнего возраста вы можете поменять выставленную по умолчанию специализацию воспитанника. Например был воин, а стал ученым.

Игра: Crusader Kings 3ВАЖНО! Менять специализацию можно только 1 раз!

2. Чтобы сохранить наследника от невзгод:

2.1 НЕ ПОСЫЛАЙТЕ ВАШЕГО НАСЛЕДНИКА НА ВОЙНУ. Если не хотите избавиться от него конечно же. Есть вероятность, что при битве ваш наследник будет серьезно ранен или сразу же умрет от руки солдата. Чтобы не допустить этого следует ЗАПРЕТИТЬ вашему наследнику быть среди рыцарей.

Игра: Crusader Kings 3
2.2 НЕ НАЗНАЧАЙТЕ ВАШЕГО НАСЛЕДНИКА БЕНЕФИЦИАРИЕМ НА СВЯЩЕННОЙ ВОЙНЕ.

От этого он не перестанет быть наследником-игроком, а при переходе на него вы потеряете свои текущие земли и перейдете к землям, которыми он управляет. Проверено, если вы выиграете священную войну и внесете ощутимый вклад, то ваш наследник может стать королем Иерусалима например, тогда при смерте вашего текущего правителя вы станете королем Иерусалима, а Императором того государства, которое вы строили с самого начала станет наследник империи, НО! вы будете иметь все претензии на Империю и при желании можете проиграть начать войну за титул Императора.

2.3 НЕ ВЫДАВАЙТЕ ВАШЕМУ НАСЛЕДНИКУ КОРОЛЕВСТВА/ЗЕМЛИ.

Если не хотите, чтобы он нарушил пункт 2.1. Этот совет достаточно спорный, поскольку можно выдать свои текущие земли (даровать) перед смертью, чтобы при наследовании не разделить земли между наследниками. НО! бывали и такие случаи, что выдавались земли, а правитель еще доооолго оставался жить. И в это время приходит уведомление: Ваш сын умер от руки Мэра мухосранска… Приходишь разбираться в чем дело, а там: Вассал сына взбунтовался и сына зарубили в одной из битв.

3. Прочие советы по династии:

3.1 Если вы достаточно сильны и союзы вам в принципе не нужны, то выдавайте ваших дочерей/внучек замуж лишь при МАТРЕЛИНЕЙНОМ БРАКЕ! (брак, когда ваша дочь продолжит ваш род), это позволит развить вашу династию и увеличить количество людей в ней.

Автор: Айвенго

Нет комментариев