Привет, Игрозор! Представляю к вниманию: подробный гайд по созданию и расширению своего Королевства на сложности реализм + прохождение игры. На форумах по игре масса вопросов как создать и выжить собственным королевством в Баннерлорде, многие не понимают, спрашивают как захватить первый замок в 100 человек и т.п. вопросы. Если вы играете против Империи, данный гайд так же вам подойдет, т.к. алгоритм действий будет точно таким же, с поправкой на вашу фракцию. Королевства за Стургию и Империю являются самыми сложными, за Вландию и Кузаит — сами «простыми». Хотя любое Королевство это не просто, по этому и интересно. Итак, алгоритм наших действий следующий:
1 этап. Начало. 0-100 день.
Этап состоит из выполнения начальных профитных квестов в имперских деревушках, а так же торговля, фарм бандитов, закупка первых мастерских и запуск первых караванов.Самых профитных, частых и быстрых квеста два — вернуть дочь и отвести стадо. (возможно в комментариях кто-то еще дополнит список халявных и простетских квестов)
Торговать выгоднее всего на границах государств, например в Стургии очень низкое процветание, из-за чего перепроизводство всего — зерна, рыбы, льна, шкур, железа и т.д. Закупаетесь там под завязку и продаёте все это в городах и деревнях Северной и Западной Империи, где высокое процветание, высокое потребление и цена на всё выше. Так же ищите на карте соженные деревни, места, где идёт война, там в городах всегда голод и еда покупается по ценам х5-х6 от нормы. Торговля приносит огромные деньги и хорошо прокачивает персанажа, по этому я торгую непрерывно на протяжении всей игры, просто проходя мимо деревень и городов всегда есть смысл зайти, чекнуть турнир, поторговать и забрать новобранцев.
На первые 15 000 прибыли от торговли покупайте фактории, я рекомендую начинать с пивоварен в тех городах, где в изобилии зерно. Так же неплохо заходят маслобойни. Так же запускайте караваны, без разницы, в каком городе пускать караван и на каком спутнике, спустя 10 дней он начнет приносить прибыль.
Что бы купить факторию заходите в город, зажимайте Alt, заходите в факторию и говорите с любым рабочим. Что бы запустить караван, поговорите с любым купцом или ремесленником в городе.
Так же расширяйте и качайте свои войска, старайтесь нанимать больше конницы, чтобы быстрее двигаться и побольше стрелков.
На этом этапе проще всего выполнить муторный квест Безумие Нерция и поговорить с 10-ю лордами, найти их можно через диалоги и энциклопедию (кнопка N), в энциклопедии пишет, где находится лорд. Но его можно выполнить и позже.
2 этап. Наёмничество. 100-200 день.
Подайтесь в наёмники одной из имперских фракций, к той, в чьих городах ваши фактории. Участвуйте в битвах и качайте войска, нападайте на деревни, там по 30-40 т2 ополчения, за них хорошо дают опыта и их легко убивать. Мне наёмничество приносило около 5-6К золота в сутки, а крупные битвы быстро прокачали уровень клана до 3-4. При этом не переставайте торговать, не пропускайте турниры в городах и халявные квесты. Так же будет не лишним жениться, имперская жена в роли квартирмейстера даст +40 к размеру отряда, а так же в будущем будет хорошим полководцем вашей второй армии, для прокачки Лидерства и Управления.3 этап. Вассалитет. 200-300 день игры.
Как почувствовали, что вы раскачались и финансово окрепли, вступайте в качестве вассала в эту же фракцию, где служили наёмником, захватите с помощью союзников свой первый город и замок. Наполните гарнизоны хорошими войсками т4+ по ~200 человек, плюс непрерывно подкачивайте всё новых и новых рекрутов на ГГ и на армиях, управляемыми спутниками и супругой. Войска — один из самых ценных капиталов в этой игре, они дороже золота. В будущем, это фундамент выживания вашей столицы.Так же, теперь вы можете создавать армию и брать к себе отряд жены, тем самым прокачивая Управление и Лидерство. Расплитив войска с супругой, вы вместе будите быстрее двигаться, два отряда по 70ч двигаются быстрее, чем 1 с 140. Так же за бои супруга будет приносить существенный доход, после крупных побед отряд супруги может давать по +7-9К золота в сутки.
На этом этапе, в процессе войн вы быстро поймёте, что ваш сюзерен забирает все лучшие города и замки себе, ваши же трофеи, захваченные кровью ваших солдат — никто вам не даст. И это нас подводит к следующему этапу, к созданию собственного Королевства.
Собственное Королевство создаётся строго по цепочке квестов, первая из которых называется Безумие Нерция. Если вы его еще не прошли, кидайте все свои войска в гарнизон и обегите 10 лордов. Далее соберите оставшиеся два куска знамени по квесту Знамя Кальрадии и в общем-то, вы готовы к созданию Королевства, в журнале должен быть квест Создайте Королевство и Поддержите Королевство. Т.е. это определяющий в игре выбор, который нельзя изменить, вы либо создаёте своё, либо отдаёте знамя другому жадному королю, который будет вытерать об вас всю игру ноги и не во что не ставить. Если вы читаете данный гайд, то полагаю, вы уже сделали правильный выбор. :)
4 этап. Выход из фракции. Создание Королевства. 300-310 день игры.
Разместите всех накопленных солдат из своих гарнизонов в отрядах своих спутников, самых лучших бойцов возьмите себе. У меня суммарное кол-во войск было около ~550. Далее соберите армию из пока еще союзных лордов до ~1500ч и осадите один из ТОПовых городов Империи, который и станет вашей будущей столицей. Я выбрал Эпикротею. Если с другой имперской фракцией нет войны — объявите её сами напав армией на деревню.Во время осады не добивайте последние 10 человек гарнизона, а отступите. (в бою жмём ТАБ, среднюю кнопку мыши и кликаем Отступить) Теперь уже можно жать кнопку «Отречься» и выйти из фракции, бросив свои феоды, придется снова напасть на деревню, что бы объявить войну уже от своего имени и снова ставить уже свою осаду что бы добрать город, но уже только своими силами. Пока вы будете строить осадный лагерь, гарнизон частично вылечиться и в городе может быть 100-150 войск. Так же, пока строите лагерь могут прийти лорды и напасть на вас (со мной так и было) Как город взят, осталось сдать квест, поговорив с Истианой. Всё, у вас Королевство и автоматически устанавливается мир со всеми.
P.S. Топовость города определяется наличием более двух деревень, производящих еду, рыбу или зерно, города без зерновых деревень брать смысла нет, они будут страдать от голода, гарнизон будет вымирать, процветание падать и т.д. Город должен сам себя кормить. Так же высокое процветание обеспечивает высокое потребление ресурсов городом и высокие доходы с факторий. У меня кузница в Эпикротеи производит до 1000+ динар в день, пивоварня около 700, город просто поглащает всю продукцию с факторий и на неё остается дифицит, цены все равно продолжают расти. Даже если у вас много денег, всё равно крайне важно создать себе пассивный доход, перекрывающий все расходы, вы не должны идти в минус никогда. По этому надо уделять внимание и факториям и караванам, всё должно работать.
Что бы кузница в Эпикротеи приносила максимальный доход, скупите и переделайте кузницы в соседних городах на какое-нибудь вино, керамику, украшения и сразу продавайте.
5 этап. Развитие. 310-400 дни.
Заливаете все свои войска в гарнизон вашей столицы и снова набираете рекрутов, попутно разговаривая с другими имперскими лордами и вербуя их на 2/4, 3/4 ячейки вербовки. Так же смотрите описание лорда в энциклопедии (кнопка N) есть лорды любители истязать и пытать людей в темницах, наказывать подданных за каждую мелочь, т.е. не каждый лорд достоин вербовки в ваше Королевство и заслуживает место под солнцем при новой власти. Раз Империя докатилась до ручки, значит она явно нуждается в чистке.Так же обращайте внимание на уровень клана, я к себе брал кланы только 5+ уровня, что бы они могли предоставить стране больше отрядов. Мелкий клан — слабый клан, а когда страна висит на волоске, слабым в элите не место. Не будет лишним учитывать и характер лорда, «хитрые» лорды могут уйти от вас, вместе с частью вашего Королевства, в самый неподходящий момент.
При накоплении первых 50 влияния принимаете закон «Совет Общин», который дико бустит влияние. Далее принимаете «Королевские привилегии», делающий принятие законов бесплатным (без него, принятие закона стоит 75 влияния), далее принимаете все законы, дающие хоть какой-то буст к ополчению и дающие штрафы к налогам. Данный пакет законов лично мне позволил раздуть размер ополчение в Эпикротеи до 571 + 350 гарнизон, что делает город неприступным и лишает всякого смысла ИИ объявлять войну.
Т.е. нас не интересуют налоги, нас интересует сильное и качественное ополчение, которое существенно повышает обороноспособность нашего Королевства. По этому мы просто закрываем глаза на штрафы к налогам, это важнейшее решение для дальнейшего выживания. Так же принимайте и остальные позитивные законы, в ущерб финансам. Долго расписывать плюсы от дополнительного счастья и безопасности, но они есть, у вас будет периодически прокать +1 к отношениям с вашими старостами, что со временем откроет в ваших вотчинах все ячейки найма.
Так же, крайне важно принять закон дающий право ВЕТО. В крупном Королевстве лорды будут пытаться отменить народные законы и послабления простому люду, только право ВЕТО позволит вам сохранить Законодательство. Иначе они всё порушат и всё покатиться в тар-тарары. ) У меня лорды постоянно пытались обесценить нац валюту или продвинуть крепостное право, пытались отменить землю для ветеранов. Если всё это допустить, то все, чего мы добивались ранее, просто сойдёт на нет, мы потеряем наши бусты и бонусы к ополчению и к нашим старостам. Лордов можно понять, феоды — единственный их источник дохода, у них нет мастерских и караванов, как у нас… Это кстати еще одна из причин, почему не стоит принимать низкоуровневые кланы в Королевство, т.к. они бедны, у клана 3-его уровня может быть только 10-15К на счету, у кланов 5-го уровня по 600-800К. 5 ый клан может рекрутировать 4 отряда по 150-200 человек каждый, 3-ий клан даст один два-отряда с 50-60ч.
Так же, очевидно, должны быть приняты законы — Благородная Свита, Королевская Гвардия, Королевские Наёмники. Забегая вперед, наёмники крайне полезны, в будущем их обязательно стоит нанять, без разницы кого именно. Вы можете подписать контракты с 3-мя фракциями наёмников одновременно.
6 этап. Экспансия. 400+ день игры.
Объявляете войну кому посчитаете нужным (простым нападением на деревню или крестьян) и тех, чьих лордов вы уже наполовину уговорили присоединиться к вам.Воюете, качаете свои войска, на вас приходит армия, говорите с лордами и добиваете оставшиеся 1-2 очка уговора, лорды переходят к вам вместе со своими вотчинами. Если завербовать лорда в мирное время, он перейдет без своих земель. Вербовать без земли лучше ушедших из Империи лордов, кто остался без вотчины в процессе войн и ушел в варварскую фракцию, верните заблудших сыновей в империю.) И опять-таки смотрите описание лордов, что бы случайно не взять к себе крысу.
Таким образом вы можете спокойно расширяться, присоединяя уговорами имперских лордов к себе и отвоёвывая имперские города у Кузаитов, и негативных лордов, войны на этом этапе будут идти постоянно, просто старайтесь побыстрее расшириться, заключить мир и дать время вашим вассалам усилиться, набрать войск и встать на ноги. Со временем войны будут идти постоянно и мирного времени уже не будет, если у вас уже крупное Королевство, то на войны можно вообще не обращаться внимание. Ваши вассалы будут что-то терять, что-то захватывать, вы можете просто заниматься своими делами. Это самое лучшее время, когда можно докачать всё, что хотели и в целом сделать в игре всё, что еще не сделано.
Это спокойное время неторопливых войн продлиться до тех пор, пока не будет выполнен квест "Объединить Империю". Как только квест выполнен, наступит следующий этап…
P.S. Многие игроки стремятся добиться мирного времени, ставят моды, но им сразу же снова объявляют войну и их это беспокоит. Дело в том, что такое положение вещей в игре с самого её начала, здесь все непрерывно воюют с друг-другом, это нормальное состояние. Вы не добьётесь мира никак и смысла в этом просто нет. Мирное время было возможно только в самом начале создания Королевства, это время просто надо было использовать с умом, как — я написал выше. Если вы это время упустили, вы никого не вербовали, не расширялись, и остались в зачаточном состоянии — то это ошибка. Но не фатальная, вам ничто не мешает скинуть всю армию к себе в столицу, а самому просто заняться вербовкой лордов и донабором войск.
Если у вашего Королевства, где-то захватили замок, это не повод сломя голову бежать и отбивать его. Ваши вассалы сами соберут армию, сами вернут замок и захватят что-нибудь еще. Т.е. просто спокойней относитесь к происходящему. Ваши вассалы сами хорошо воюют.
7 этап. Выживание.
Данный этап не у всех хватит стойкости пережить на сложности реализм. После завершения квеста Объединения Империи, сразу стартуют три новых квеста «Уничтожить...» три сильнейшие не имперские фракции, которые навсегда перестают воевать между собой или еще с кем либо и начинают воевать только против вас, без возможности заключения мира и передышки. Альянс фракций очень силён, по этому ваше Королевство будет неизбежно терять земли и нести потери, будет терзаемо голодом и разрушениями, ваши подданные будут нещадно убиваться дикарями, прущими со всех сторон, это время боли, слез и мужества.В целом просматривается одна перспективная стратегии выживания:
Капитальный дефф стратегических городов на двух направлениях и активному противодействию игрока против одной фракции, например против Кузаитов или Вландии, т.е. необходимо как можно быстрей ликвидировать один из трех фронтов, используйте свои лучшие войска, накопленные ранее и максимально быстро давите одну из трех фракций, плюс пробуйте вербовать вражеских лордов, не исключено, что ваше Имперское Королевство полностью потеряет большую часть Имперских городов и вы осядете на Кузаитских или Вландийских землях.
По поводу вербовки, не имперские Лорды с феодами будут просить больших денег за переход, по 5, 7 или более миллионов целковых. Хотя могут быть случаи, что лорд перейдет бесплатно, но я нашел всего одного такого лорда, это Кузаитская Мисуи, которая перешла бесплатно, далее — все поголовно требовали больших денег и вербовка перестала ролять, нужно было воевать.
Если вы пройдёте и этот квест, то все остальные имперские фракции присоединяться к вам и вас признают Императором, запуститься следующая цепочка квестов. Писать о них смысла нет, т.к. если вы пережили этот этап, значит вы уже сильный и способный игрок. Дальнейшее описание событий будет больше спойлером, чем помощью)
P.S. На этом сложнейшем квесте часто возникает вопрос, будет ли игра проиграна и квест провален, если состояние войны с одной из фракций опустить до -100? Ответ нет (на патче 1.2.0 BETA) Но квест может багануть так, что с -100 до +100 уже будет не возможно подняться. Так же бывало, что игроки, играя против Империи, получали квест «Уничтожить 3 Имперских фракции» тогда, когда одна из них уже была уничтожена. Это баг и с этим ничего не сделать.
Постскриптум
Данный гайд основан на моём личном прохождении в ~200 часов, отыгранном в версии с 1.0.0 — 1.2.0 BETA на сложности реализм, с использованием одного мода — русификатора от commando.
Автор гайда: Powerfull1
Mount & Blade II: Bannerlord | Кузнечное дело: Гайд
Mount & Blade II: Bannerlord / Гайд по мастерским
Mount & Blade II: Bannerlord / Гайд по торговле (таблица цен)
Mount & Blade II: Bannerlord / Гайд для новичков
Mount & Blade II: Bannerlord / Большой гайд по игре