Mount & Blade II: Bannerlord / Лучший стартовый персонаж



Привет, Игрозор! За кого играть в Mount & Blade II: Bannerlord? На этот вопрос постарается ответить этот гайд по правильной прокачке стартового персонажа.

Вступление


От автора: Всем привет! Когда я начинал игру, была масса вопросов при создании персонажа, что в игре рулит, что лучше качать, а что нет. В каких пропорциях раскидать характеристики, какие навыки наименее полезные, а какие ТОП. Уверен, что многие другие игроки сейчас задаются тем же вопросом, по этому я решил поделиться своим опытом и информацией, которую я понял проведя в игре более ~200+ часов.

Система прокачки и билдостроения в игре радикально отличается от того, что было в Варбанде, данный гайд создан, что бы помочь избежать ошибок и не страдать в мид и энд гейме, от неправильной прокачки, как от неё страдал я на своём первом персе.

Сразу хочется сказать, в игре высокий порог вхождения. Казуальным игрокам и людям, представляющим из себя здоровую ячейку общества, у кого семья, кто не играет с работы, а работает и играет по часику в день — не стоит принимать данный гайд за руководство к действию. Вам может просто не зайти то же двуручное оружие, может быть не удобно с ним играть и вы просто не будите получать удовольствие от игры, вам может нравиться древковое, вы получаете удовольствие играя с ним… Прочтя данный гайд — не спешите удалять свои сохранения, относитесь к гайду как к информации и всегда делайте поправку на свой геймплей и свои предпочтения. Может быть игрок, которому вообще не нравиться боёвка, у него не получается и ему хочется просто командовать армией, он может не хотеть в принципе драться — пожалуйста. Т.е. гайд не описывает, как будет удобно играть лично вам, он описывает что в игре ОП, что в руках профессионального игрока будет разваливать и ломать лица. Боёвка сложная, сложно попадать, сложно защищаться, вас будут убивать, никакой гайд не даст вам скилла в игре, он придет только со временем.

И второй важный момент, в игре не работает ~90% перков, что было в версии 1.0.0, тоже и сейчас в версии 1.3.0 BETA. Рабочих перков единицы, в комьюнити известно какие и при написании гайда я учитываю только их, не рабочие перки я не беру во внимание вообще, какое бы полезным не казалось описание — они не работают.

Так же я использую русификатор от commando, по этому гайд будет опираться на терминологию данной не официальной локализации, если вы играете на английском языке, думаю вам не составит труда понять, о каких навыках и характеристиках здесь идёт речь.

Поехали!

Пару слов о системе прокачки


Система такова, что уровень мы получаем не за экспу, а за очки навыков, полученные в ветках навыков, которые на низких показателях требуют очень мало экспы, а на высоких очень и очень много. По этому билды, где какая-то характеристика взята на 10, а остальные по 2, даже к концу игры с трудом докачаются до 15 уровня, это убитые персы. Так же задранные характеристики избыточны, они не дают профита, а лишь режут ваш прогресс в других навыках, которые вы могли бы прокачать. Мы можем прокачать абсолютно ВСЕ полезные навыки в игре до 190-210 и взять хоть 30-ый уровень, это и есть оптимальная прокачка, универсальный персонаж. Именно такой перс будет качаться очень быстро и от каждого чиха в игре, что бы вы не делали — вы качаетесь.

Однако игра не позволяет прокачать абсолютно все навыки, мы вынужденны взвешенно и вдумчиво выбирать только наиболее полезные. Дело в том, что новые уровни требуют всё больше навыков и где-то после 15-го уровня вложенные в навыки очки уже не окупаются. На 23-ем мы получаем возможность вложить одно очко в навыки, с 23 до 24 нам надо вкачать 120 навыков, вкладывая это очко например в ковку — вы его никогда не окупите, вы не сможете на ковке взять 120 очков. По этим причинам, при создании перса крайне важно избегать слабо полезных навыков, потеря даже одного вложенного поинта не туда — оборачивается потерей одного или несколько уровней на ГГ, вы просто не сможете дальше качаться, упретесь в кап.

Т.е. в игре есть некая золотая середина прокачки, по этому я позволил назвать себе гайд именно так, т.к. практически нет вариативности билдов. Вся вариантивность заключается в том, что бы взять вместо 2 верховой езды и 2 атлетики, — 4 атлетики и т.п. Но фундаментально, самая эффективная прокачка именно такая. Но прежде, чем переходить к ней, хочется показать вам своего персонажа, мои ошибки и к чему они привели.

Мои ошибки при первой игре


Это мой персонаж от самой первой игры. Управление имея всего 4 очка в Интеллекте и 4 очка фокуса вкачалось до 189 и продолжало качаться дальше. Если бы я так же со старта начал качать Медицину, вместо очка фокуса в Древковом и Одноручном, то и Медицина сейчас была бы 180+, тоже самое с Разведкой, я её поздно стал качать. У вас, при правильной прокачке она тоже будет 180+, если бы я не тратил очки на малополезные навыки, мой перс сейчас был бы на несколько уровней выше на 2 или 3 точно. Здесь надо было вкладываться и в Инженерию, она бы тоже была 180+, это еще плюс полтора-два уровня к персу. Так же мне всю игру не хватало выносливости, и в силу явно накинуто избыточно, я не пропускал не одного турнира, я дрался во всех боях, но всё это не дало таких результатов, какие дают пассивные полезные навыки, которые качаются сами, от каждого чиха в игре. Игроку ничего не надо делать, они просто растут, посему крайне важно со старта в них вложить по 2 очка, во всё полезное из веток Хитрости, Харизмы, Интеллекта.

Лучший вариант стартового перса


Культура — Имперец.

1. Ваши родители были… Торговцы
2. В детстве вас ценили за… Навыки Лидерства
3. Вы проводили большую часть своего времени… С вашим учителем
4. Вы росли <...>… Путешествовали с разведчиками
5. Прежде, чем отправиться в жизнь <...>… Победа в Дуэли
6. Как и многих других <...>… Отогнали их стрелами

На выходе получаем:

  • Сила 3 (Одноручное 1, Двуручное 1)
  • Ловкость 3 (Лук 2)
  • Выносливость 3 (Верховая езда 1)
  • Хитрость 3 (Тактика 2)
  • Харизма 3 (Обаяние 1, Лидерство 2, Торговля 1)
  • Интеллект 3 (Инженерия 1)

Это лучший старт. Пропускаете Обучение, нападайте соло на паки разбойников по 6-12, расстреливайте их, учитесь стрелять, учитесь бить и попадать, параллельно раскачиваясь и собирая лут. Вы будите качаться с огромной скоростью, можно сходу взять 6-8 уровень и докинуть очки туда, где собираетесь прогрессировать.

За другие культуры — другие предыстории, вы можете сами сделать лучшего перса в других культурах пользуясь тем же подходом.

Мы всеми способами избегаем наименее полезных навыков:
— Ковка, Метательное, Плутовство, Древковое, Арбалеты.

Желательные для нас навыки это:
— Лук, Двуручное, Верховая Езда, Атлетика, Разведка, Обаяние, Лидерство, Управление, Медицина, Торговля.

А так же мы должны избежать переапа Силы, Ловкости и Выносливости эти характеристики могут быть 2 или 3, но не 4.

Почему именно так, спросите вы? Ответом на этот вопрос будет более подробный разбор каждого навыка.

Подробный разбор навыков


Общее
Я все же напомню, что на данный момент (патч 1.3.0 BETA) большая часть перков просто не работает, по этим причинам мы их не берем во внимание и не обсуждаем. Но сами навыки работают и дают существенные преимущества в игре, а некоторые не дают ничего, пройдемся по каждому и разберемся, что конкретный навык даёт.

Ветка силы. Одноручное, Двуручное, Древковое.
Эффективно пользоваться оружием ближнего боя можно и с нулевым навыком, по этому мы не фокусируемся на их прокачке, а кидаем минимум, что бы просто от боев на арене, в логовах и в битвах у нас рос уровень, что бы мы получали экспу, очки и могли прогрессировать в росте уровня, что позволит нам прогрессировать в других навыках, вкладывая очки в них. Кидать в силу больше 3-х очков Характеристик просто нет смысла.

Одноручное оружие в целом полезно только для хардкорщиков и любителей проходить логова в соло, люди берут хороший щит, быстрое и короткое оружие, топорик или булаву и разбирают логово на скилле. Повышение навыка — повышает конечный выходной урон, примерно на 8-9% за каждые 50 очков.

Двуручное оружие ТОП по эффективности и дамагу, особенно эффективны в крупных боях, и особенно двуручные топоры, т.к. наносят слэш урон сразу по всем врагам. Топором можно ваншотнуть сразу 4-5х за 1 удар, как с коня, так и в пешем бою, зайдя пехоте врага в спину. При этом двуручное оружие имеет хорошую длину, хорошую скорость и огромный урон, у него просто нет недостатков. Кроме как отсутствие щита и возможности блочить стрелы, но если вы поймёте, как работает система агро мобов в игре и привыкнете к ней — вам не понадобиться щит и блоком придётся пользоваться очень редко.

Топор Палача и Тяжелый Топор Палача — одно из лучших оружие в игре, причем не дорогих. Рост навыка так же, повышает выходной урон.

Древковое. Древковое-колющее самое унылое оружие в игре и строго на любителей «рыцарского удара». Большинство предпочитает древковое-режущее с коня — хорошая длинна, скорость и ваншот. Но ваншот только одного, по этому древковое-режущее серьезно уступает двуручникам и тратить на него хотя бы одно очко нет смысла. Рост навыка бустит выходной урон.

Ветка ловкости. Луки, Арбалеты, Метательное.
Тоже самое, что и сила, мы берем минимум. Задирать ловкость и качать дальнобойные оружейные скиллы на максимум просто нет смысла. Нет никаких преимуществ.

Луки. Лук это ТОП оружие игры. Луком легко и безопасно убивать, луки ваншотят, луки бесценны на осадах и полезны в поле, что бы выцелить вражеского командира и убить, тогда его войска просто ломанутся вперед на убой.
ТОП Лук игры, Лук Знати, требует 70 скила. Ловкости 3 и 3 очка в навыке за глаза хватит, что бы очень быстро поднять скилл до 70. Так же скилл повышает скорострельность. И при навыке в 100 скорострельность уже избыточная, вы и так сделаете 60+ килов своим персонажем на осаде города.

Арбалеты. Арбалеты превосходят луки по настильности, меткости и дамагу, но только на начальном уровне. Лук Знати ничем не уступает ТОП арбалету в дамаге и меткости и существенно превосходит в скорострельности. Так же на луки есть большие колчаны, а на арбалеты болтов максимум по 20. Я очень люблю арбалеты еще с Варбанда, но здесь нет смысла их качать. У Луков просто х2 КПД, вы делаете в два раза больше килов за бой, ровно в два! Навык арбалетов повышает скорость их перезарядки и весьма ощутимо, на ~130 скиле где-то х2 скорость перезарядки (точных цифр у меня нет)

Метательное. Бесполезный навык. Наименее полезный навык. Метательным невероятно тяжело попадать и боезапас крайне мал, плюсов просто нет, как и смысла тратить на данный навык очки. Если конечно вы не хардкорщик РПешник и не отыгрываете коренного стурга, тогда сам Бог велел качать метательное. Так же и с арбалетами, если вы истинный сын Вландии — надо брать арбалет, по заветам отцов. Арбалет и булаву.

Ветка выносливости. Верховая Езда, Атлетика, Ковка.
Выносливость так же берем минимум, как и первые две физические характеристики. Да, друзья, даже в средневековье побеждают те, кто умней.

Верховая езда, пользы практически нет, кроме возможности взять более лучшую лошадь, а так же данный навык качается очень быстро и легко. Из этих соображений сюда можно вложить 1-2 очка. Ни какие перки здесь не работают, вы не сможете перезаряжать арбалет с коня или использовать длинный лук. Пассивного эффекта в данном навыке тоже нет, вы никак не ощутите разницы, что при 0 очках, что при 100. Объективно, для профессионального игрока это бесполезный навык, но все же с коня удобно отдавать команды в крупных битвах и звук удара топора об кузаитов на скаку — это лучший звук в игре, нельзя, играя в Баннерлорд не наслаждаться им.

Атлетика. Это очень полезный навык, особенно для хардкорщиков, т.к. чем он выше — тем быстрее двигается ваш персонаж, уже на 90+ он обгоняет большинство НПЦ. Ваш персонаж становиться очень-очень быстрым и позволяет очень легко кайтить мобов, авойдить мили урон, вы сможете соло уничтожить хоть 1000 пехоты, вы становитесь батей пешего боя. Вы будите разваливать соло логова и просто смеяться с тех, кто жалуется на сложность бандитских укрытий)

Но, нельзя сказать, что он остро необходим в игре и так часто используется простым рядовым игроком. Но 2 очка в Атлетику имеет смысл закинуть даже казуальному игроку, совсем без атлетики в тяжелой броне будет очень не комфортно играть, вы будите убер-медленны. Но что бы доминировать, сюда придётся потратить 4 очка.

Ковка. Данный навык относиться к бесполезным наименее полезным навыкам, это строго на любителей что-то скрафтить. Тратить сюда очко на хорошем персе просто нет смысла, профессиональные игроки избегают попадания сюда драгоценного очка любыми средствами. В игра масса хорошего оружия, невозможно скрафтить легендарный меч-кладинец и получить какое-то преимущество. Эффективных средств заработка тоже за глаза. На данный момент в ковке всё очень сыро. В городах, нападением на точки интереса с бандитами можно отнимать у них ТОП материалы для крафта в небольших количествах.

Ветка хитрости. Разведка, Тактика, Плутовство.
Хитрость, как и последующие ментальные характеристики, содержат в себе наиболее ощутимо полезные навыки в игре. По этому мы просто вынуждены вкладывать сюда драгоценные очки.

Разведка. Разведка качается медленно, по этому важно со старта «подкинуть дровишек». Разведка показывает следы, по которым легко понять, проходили ли здесь большие или малые армии, когда и куда они пошли. Так же существенно повышает наш обзор и перками бустит скорость передвижения, всё это весьма ощутимо в эндгейме, скорость и информация — наше всё. С разведкой 150 вы будите видеть армии врага через горы, черт знает куда, и будите видеть следы чуть ли не недельной давности — всё это крайне полезно, что бы выцеплять врагов. Без разведки вы будите ползать со своей армией как слепой крот, еле-еле да еще вообще не понимать, что происходит вокруг. Объективно, её просто необходимо качать, т.к. весь игровой процесс в энд-гейме это крупные бои больших армий. В разведке есть рабочий перк Дух Леса, который ускоряет наше движение по лесам.

Тактика так же качается медленно и важно со старта закинуть сюда очки. Данный навык определяет соотношение войск, при превышении лимита, кого будет больше на поле боя вас или врага, при прочих равных. Так же отвечает за автобой. По этому дополнительные отряды в клане лучше всего отправлять на спутниках с прокаченой тактикой, у них гораздо меньше потери.

Плутовство стало бесполезным навыком с 1.2.0. Навык повышает количество лута после боя (качество не повышает), но лут серьезно порезан, уже не выпадает дорогих кольчуг по 30К, хорошего оружия или шлемов, выпадает мусор, которые просто нет смысла лутать. На сегодняшний момент уже в мид гейме люди просто не берут лут, что бы не захламлять инвентарь и не париться с продажей, получая копейки. Данный навык так же позволяет проникнуть в город перед осадой и скупить всю еду, что полезно, но это не стоит драгоценного очка. Даже одного. И что бы это работало здесь должно быть 4 очков и навык 150+.

Ветка харизмы. Обаяние, Лидерство, Торговля.
Харизма содержит три очень полезных навыка в игре, по этому безальтернативна, мы вынуждены вкладывать сюда столь редкие очки характеристик.

Обаяние. Ключевой навык при вербовке персонажей и пленных. Без него не представляется возможным пройти игру через своё Королевство, т.к. необходимо уговаривать лордов присоединяться к вам. Вербовка пленных так же полезная вещь, завербовать т3-т4 ребят из плена лучше, чем их качать с нуля. Для вербовки лордов тут достаточно 2 очка, для ощутимого буста вербовки пленных солдат в Обаяние надо вложить 4. Данный навык не качается пассивно, открывайте диалоги, делайте пустые подарки лордам, скидывайте пленных лордов супруге, или отпускайте их после боя.

Лидерство. Лидерство полезно тем, что в нём работает перк Вербовка, позволяющий переучивать бандитов. Бывает, что весь стек бандитов просто присоединяется к вам, а это т3-т4 солдаты, которые переучиваются в элиту. Из лесных разбойников получается элита Баттании, вы просто из воздуха разом получаете 20-30 ТОП стрелков игры, которых очень тяжело и муторно искать по деревням, из морских разбойников вы получаете элиту Стургии — витязей, очень хорошую ударную конницу. Это рабочий и чертовски полезный перк.

Так же лидерство бустит мораль вашей армии, очень часто, в крупных сражениях большая часть войск по 200-300 человек может начать просто бежать с поля боя. Я часто вижу, как у врага просто разваливается фланг в самом начале замеса. Высокое лидерство позволяет вашим войскам держаться, и переносить тяжелые потери. Рекруты не бегут в рассыпную от топота кузаитской орды, они не закрывают глаза от тучи стрел, они крепче держат вилы и идут только вперед, превозмагая страх, ведь их командир — сам Император Кальрадии. В лидерство должно быть вложено не менее 4х очков.

Торговля. Торговля это ключ к финансовому бусту в данной игре, особенно на ранних этапах, вы будите приумножаться в несколько раз и быстро поднимите большие деньги, на создание базы пассивного дохода из караванов и мастерских. А так же в ней работает перк, позволяющий продавать и покупать феоды. Вы можете просто купить себе город или два или продать свой. Сама же по себе торговля улучшает цены, чем она выше, тем вы дешевле покупаете и дороже продаёте. Есть игроки которым торговля как таковая в принципе не интересна, но вы так и так будете пользоваться рынком, посему любая торговля качает вам персонажа и наваливает экспы. Два очка здесь точно лишними не будет. Но если вы любите торговать как я — вкладывайте 4 очка со старта, это серьезно ускорить ваш прогресс в игре и прокачку перса.

Интеллект. Управление. Медицина. Инженерия.
Интеллект содержит три полезных навыка, по этому в неё приходиться кидать очки характеристик, как бы не было их жалко.)

Управление. Управление увеличивает размер отряда вашего героя, каждые 100 очков навыка дают +25 к размеру отряда. А так же этот навык является основным источником количества «кирпичей» (строительных материалов) в замках и городах. Данный навык даёт ~94% стройматериалов. Т.е. с нулевым управлением, вы в городе вообще ничего не построите, не одного здания. А с Управление 190, вы самый захолустный Замок отстроете в ТОП за неделю и быстро приведете в порядок разорённые войной земли.

Я видел много сообщений и жалоб от игроков, насколько игра сыра и не играбельна, т.к. они взяли Замок, там постоянный голод и ничего не возможно построить, люди бросали игру… Они не качали управление, без него вы вообще ничего не сможете сделать в своих вотчинах и навести там порядок, этот навык безальтернативен, здесь должно быть 4 очка. Благо он очень легко и быстро качается, качает его наличие дополнительных отрядов на ваших спутниках и стройка в феодах.

Медицина. Невероятно медленно прокачиваемый навык, но ощутимо полезный, т.к. базовая скорость лечения армия просто смешна. Потерять треть боеспособности вы будите восстанавливать её неделями. По этому навык представляется всё же не мусорным и заслуживающим двух очков, он качается в любом случаи пассивно, хотелось бы вложить сюда больше, но наши очки уже заканчиваются.

Инженерия. Полезный навык в энд гейме, т.к. существенно ускоряет строительство лагерей осады и осадной техники. Осад к концу игры много. Брать города с 600-800 дефом на реализме не просто, приходиться строить огненные огнары, т.к. они имеют АОЕ урон и бывает хорошо наваливают скоплениям защитников. Посему вкладывать очки сюда имеет смысл после 20-го уровня. В осаде Инженерия стакается со всеми спутниками и участниками осады, всё её качают, кто может, если вы взяли спутника с Инженерией 80, он ускорит, но не заменит ваш навык.

Итоги по навыкам


Ну что же, подведем итоги. Наименее полезных к наиболее полезным.

Наименее полезные навыки (или навыки на любителей)
— Ковка, Плутовство, Древковое, Арбалеты, Метательное.

Навыки, которые нет смысла бустить, но есть смысл взять
— Двуручное, Луки, Верховая Езда.

Навыки, которые имеет смысл бустить
— Атлетика, Разведка, Обаяние, Тактика, Лидерство, Управление, Торговля, Медицина, Инженерия.

Как оптимальный перс может выглядеть на 20-ом уровне
Ну и кто все еще не определился, что и как ему качать с получением уровней и к чему стремиться.

  • Сила 3 (Одноручное 1, Двуручное 2)
  • Ловкость 3 (Лук 2)
  • Выносливость 3 (Верховая езда 2, Атлетика 2 (или верховую езду 1, атлетику 3)
  • Хитрость 4 (Разведка 4, Тактика 4)
  • Харизма 5 (Обаяние 2, Лидерство 4, Торговля 4)
  • Интеллект 5 (Управление 4, Медицина 3, Инженерия 2

P.S. Возможно навыков чуть больше и такой перс получиться к ~23 уровню.

Спутники и их навыки


В отличие от Варбанда, в Баннерлорде спутники не участвуют в билдостроении и весь билд выстраивается на главном герое.

Разработчики сделали роли в Клане, где можно назначить спутника с высоким Управлением Квартирмейстером и получить + к своему размеру отряда, если его навык Управления выше, чем ваш. Что может быть полезным вначале игры. Но квартирмейстер на спутнике даёт только + к отряду и не даёт стройматериалы, а так же спутники практически не прокачевыемые, все их навыки в капе, они не могут их поднять. Т.е. навык на спутнике, не заменяет навык на главном герое.

Так же, пока спутник с ролью в отряде, навык, связанный с этой ролью не качается на ГГ, т.е. спутник не качается сам и не даёт качаться вам, экспа улетает в пустую.

По этому я не рекомендую уповать на навыки спутников — они низки, они не качаются и там не работают даже рабочие на ГГ перки.

Автор: Powerfull1

Нет комментариев