Логотип igrozor

Fallout 4: Гайд по легендаркам

Невольно заскучаешь по пустошам Мохаве. «Чётвёрка» превратила Fallout в лутер-шутер, где ты, если не таскаешь сотни хлама в Сэнкчуари для крафта очередной модификации на свою любимую броньку, то охотишься за легендарками. Мне, по большей части, падал хлам, но надо же докопаться: а какой именно хлам мне упал и как эффективнее его использовать?

Так что вот, держи гайдец, что расскажет тебе, стоит ли подбирать очередной Яростный Свинцовый Стояк, или ну его, пусть и дальше гниёт вон в том Легендарном Обугленном Диком Гуле.

Ну, эхм, можно в предисловие засунуть кроме лирической воды и полезные слова. Смотри:

  • Падает в основном хлам. Смирись.
  • Первые уровней 5-10 не падает вообще ничего.
  • Хочешь стабильно выбивать много легендарок — играй на Очень сложном уровне. Выживание, однако, вероятность выпадения леги не повышает.
  • Легендарное — не значит крутое. Если в инвентаре есть пушка с уроном по-больше, разумнее выбрать её.
  • Лут падает соразмерно твоему уровню. К примеру, на легендарный карабин Гаусса можешь надеяться только с 40 уровня и выше.

И наконец, спойлер:

  • Лучшее свойство для урона — ★ наркоманское,
  • Для УВС — ★ ранящее,
  • Универсальное — ★ двухзарядное.

Если такой ответ тебя устраивает — проходи не задерживайся, если хочется узнать больше — заваривай чаёк, будем разбираться.

Это тебе точно не пригодится

Сперва вкратце пробежимся по тому мусору, которым едва ли стоит захламлять полки и сундуки твоего уютного гнёздышка. Тут и далее будет использована следующая форма описания:

★ название свойства (применимо к Огнестрельному/Холодному оружию).

Первыми по бесполезности идут легендарки, множащие на полтора урон по определённым типам врагов, по одной на каждые 6 типов:

★ гибельное (О/Х),
★ ремнотное (О/Х),
★ антирадиационное (О/Х),
★ мутантоистребительное (О/Х),
★ охотничье (О/Х),
★ убийственное (О/Х).

Надо ли говорить, что носить по шесть пушек в инвентаре, попутно все шесть и качая — занятие бесполезное? Я уже молчу о существовании легендарок, поднимающих БАЗОВЫЙ урон более чем на 50%.

Увы, такими же никчёмными оказались всякие потенциально интересные ножики и кастеты, дающие преимущество в блоке: я про наносящие урон

★ ослепительное (Х),
★ заряженное (Х),
★ холодное (Х),
★ дуэльное (Х).

Данные свойства спотыкаются об ублюдочную механику блокирования в Четвёрке, а не гарантированное срабатывание эффекта (максимальный шанс — 25 процентов) делает такие клинки ещё хуже.

Следом на свалку отправляются свойства, просто дающие плюс 10-30 пунктов урона «стихиями» сверху, а точнее — три из них:

★ зажигательное (О/Х),
★ знахарское (О/Х),
★ леденящее (О/Х).

Да, данные легендарки, особенно на скорострельном оружии, неплохо смотрятся в начале игры, но такого вида урон не считается за урон оружия, а значит — не увеличивается перками. Шанс же заморозить противника леденящим оружием крайне мал, чтобы решать хоть что-то, а растянутый урон от яда просто смешон.

Пройдёмся немного и по урону. Свойство с названием ★ агрессивное (О) увеличивает и убивательную, и ноголомательную способность пушки на 25%, но дичайшая отдача просто не позволяет комфортно играть с таким монстром.

А вот легендарка ★ окровавленное (О/Х) в теории смотрится неплохо на билдах через перк Воитель Атома: тут у нас и бонус в 75% от низкого здоровья, и бонус от занимающего остальную полоску ХП облучения...

Но на деле, видимо из-за кривого расчёта свойства, даже двузарядные легендарные пушки с Воителем Атома делают окровавленные как по Урону, так и по УВС. Идём дальше.

Затем идут бомжеверсии довольно неплохих ситуативных свойств, о которых расскажу далее.

Сейчас же поговорим об их плохих аналогах. Абсолютно не ясно, зачем второе одноимённое ★ агрессивное (О) свойство вообще существует: халявный Винт при досылке и выстреле последним патроном смотрится хорошо только на одно/двух зарядных пушках, да и для них есть более балдёжный вариант.

Свойство ★ кавалерское (Х) в блоке неэффективно, а в ускорении — неудобно и отчасти заменяется перком Бегущая мишень; аналогичное свойство на неподвижность, как по мне, куда эффективнее.

Наконец, рассмотрим весь оставшийся хлам по порядку. Свойство ★ безотказное (О) по идее должно играть на тяжёлых пушках с долгой перезарядкой, но, как по мне, куда лучше просто уменьшить скорость перезарядки соответствующими перками и легендарками, чем на 4 секунды получить мощный бафф к броне.

Свойств на повышение урона так много, и все они куда лучше ★ ликвидаторского (О) с его смехотворными 10% прибавки. Оружие с говорящим аффиксом ★ пробивающее (О/Х), уменьшающее Сопротивление Урону (СУ) цели, куда хуже грубой прибавки к урону в размере +25% и больше: на низких уровнях противники бронёй не блещут, а на высоких у многих мобов брони нет вообще, а вот ХП — до чёртиков.

Со свойством ★ следопытское (О) вообще беда: если вы — VATS-снайпер, то ваша точность и так будет не ниже 70%, чего достаточно для попаданий; если же вы отыгрываете ближний бой через VATS — «вступите в бой» вы сразу же после первых выстрелов.

Это тебе может когда-нибудь пригодиться

Пушки из этого раздела — крайне ситуативны, не так эффективны, либо же заменяются какими-то перками/препаратами. Специально за ними охотиться смысла нет, но если выпадут — можешь побегать, особенно в начале игры.

Из увеличивающих урон легендарок неплохими будут ★ облучённое (О/Х) и ★ насыщенное плазмой (О/Х). Первое наносит аж 50 урона радиацией сверху, что дополняется перком Физик-ядерщик; отличный вариант для новичка.

Люди и роботы отлетают наповал, а вот прочая живность (которой в Содружестве явно больше) только морщится и идёт бить морду уже вам. Второе свойство играет подольше и получше, хотя и нанося всего 10 едениц энергетического урона, но урона гарантированного и усиливающегося ВСЕМИ перками на урон.

Плюс, имеется шанс (и весьма немаленький — около 20%) расплавить врага в зелёную жижу, с которой падает такой дефицитный в ранней игре Ядерный материал.

Интересное свойство ★ высокоточное (О) даёт нам неограниченное замедление времени при прицеливании, с откатом в 2-3 секунды. Вот такой вот халявный винт, больше добавить и нечего.

Неплохо смотрится также ★ надёжное (О) свойство, повышающее СУ при прицеливании. Так как от бедра стрелять вам вообще почти не придётся — однозначно неплохой вариант для новичка, ещё не обзавёдшегося нормальной защитой.
Имеется и парочка легендарок, заточенных под одно оружие — Двустволку. Сам по себе этот дробовик достаточно мощный даже для поздней игры, но вот малый магазин и долгая перезарядка портят всю малину.

Чтож, если двустволка ★ бесконечная (О), то и перезаряжаться не надо, а это между прочим поднимает наш УВС раза в три, если не больше!

Свойство ★ бунтарское (О) превращает нашу двустволку в трехстволку без регистрации и СМС. Также, не спешите выкидывать бунтарские пушки!

Из-за кривой реализации, эффект удвоения урона не спадает после смены оружия; так, когда в какой-нибудь бунтарской мелкашке остался последний патрон, меняем оружие на самое мощное (можно и легендарное), и наносим двойной урон уже с него. It just works!

Напоследок — странная фигня, предназначенная чисто для веселья. Всякое ★ яростное (О/Х) оружие (не то, что увеличивает урон, а другое) критами приводит врага в ярость, заставляя его убивать ближнего своего.

Весело звездец, но я лично рекомендую для этой цели носить с собой Иньекционный карабин с соответствующими шприцами, а оружие подобрать со свойством получше.

Максимизируем урон

Ну всё, теперь наконец можем поговорить о достойных внимания свойствах. Самыми лучшими я считаю два типа легендарного оружия: повышающих Урон и УВС. С первой категорией всё просто: на выходе нам нужен максимальный урон с одного выстрела/удара. Подобное вооружение идеально подходит снайперам и асассинам, а также неплохо смотрится на варварах с «бальшими дубиноми».

В порядке возрастания крутости, начнём со свойств, напрямую и безусловно повышающих Урон и УВС.

С ★ мощным (О/Х) свойством всё просто: держи 25% урона сверху, с учётом всех перков, не здорово ли?

Ну, не так здорово, как с ★ двухзарядным (О) уж точно.

С данной хитровыделанной фичей, наша пушка будет каждый раз выстреливать по две пули, да не абы как: первая пуля учитывает бонусы к урону как от перков, так и от модификаций самой палки-стрелялки, вторая же забивает на прокачку пушки болт и летит только с учётом перков. В среднем по палате, урон возрастает аж на целых 60%!

За точность можете не беспокоиться: при использовании снайперских прицелов, обе пульки летят в одну точку, так-то!

Но это всё цветочки, 25 ли, 60 ли процентов… Как на счёт +100% к урону, ммм? Чтож, готовьтесь идти на жертвы, ибо таков путь. Название ★ ночное (О/Х) говорит само за себя: ночью вы наносите в полтора раза больше дэмэджа, а в полночь имеете аж двойной урон.

Минусы? Днём наше оружие ловит вялого, да так, что урон опускается аж до 33% от первоначального. Ночные пушки идеальны для стелса (как мы знаем, ночью нас заметить труднее), а переждать день не составит труда.

Пока ты, вампЫр, ждёшь ночи, можешь сходить за покупками, проведать поселенцев или просто пролежать целый день на диване (никого не напоминает, а?)

Ах, хочешь и рыбку съесть, и… ничем не пожертвовать? Твой выбор — ★ провоцирующее (О/Х) оружие.

Да, двойной урон оно наносит лишь «целым» врагам, но видишь ли в чём соль. Большинство враждебных локаций Четвёрки — обособленные местности с однотипными врагами. Воевать кроме тебя им не с кем, так что их девственно чистые ХП будут ждать именно твоей первой пули, которая, если ты отыгрываешь правильного снайпера, будет для них и последней. То же справедливо для асассинов с их острыми режиками.

Апофеоз наносимого урона, убивалки с аффиксом ★ наркоманское (О/Х) не только веселы в прокачке, но и позволяют стабильно наносить до +195% урона (или +200% на выживании с каннибализмом), вот это да! В замен вам предлагается подсесть на всю дурь, что имеется в послевоенном Содружестве. Всего-то, такова цена?

К слову, дебаффы от зависимостей не влияют на урон от огнестрела. Милишникам придётся хуже — целых пять препаратов дают -1 к СИЛ, так что пиковый прирост придётся ограничить на ~ 160%. Как водится, наркоман — существо асоциальное, хилое и злое, поэтому бешеный урон — это всё, что будет у нашего торчка.

Про проверки красноречия, таскание гор хлама или огромные значения ХП можете смело забыть.

Альтернативно, для милишников существует ★ берсеркское (Х) свойство. С ним, персонаж в наряде Адама или Евы (с 0 СУ соответственно) будет наносить на целых 200% урона больше. Само собой, без брони не повоюешь, по этому такие клинки предполагают скрытное прохождение. Зато упарываться бог знает чем каждый день не надо!

А теперь глянем, где можно гарантированно надыбать эти мистические артефакты (цена зависит от вашей харизмы, перков и базовых модификаций при покупке). При этом всяких хлам я отсеиваю заранее, оставляя только самые вкусные образцы:

Название — Тип — Свойство — Местонахождение.

Большой мальчик — Толстяк — Двухзарядное- Продаётся у Артуро Родригеса в Даймонд-Сити за ~20000 крышек; вход в город откроется по прохождению главного сюжета игры.

Страж Смотрителя — Боевой карабин — Двухзарядное — Продаётся у Алексис Комбс в Убежище 81 за ~3000 крышек; убежище находится западнее Даймонд-Сити, в него можно попасть, имея в инвентаре 3 ядерных блока, либо пройдя сложную проверку красноречия.

[FH] Старый друг — Карабин с рычажным затвором — Двухзарядное — Продаётся у Дежена в Акадии (на острове Фар-Харбор) за ~1500 крышек; отправиться на остров можно, выполнив задание «Валентайнов день», найдя на севере восточного побережья Резиденцию Накано и согласившись помочь тамошним жителям.

Верный друг — Лазерный карабин/Лазерный пистолет — Провоцирующее — Продаётся у Артуро Родригеса в Даймонд-Сити за ~2000 крышек.

Плазмакастер стража — Плазменный карабин/Плазменный пистолет — Провоцирующее Продаётся у проктора Тигана на Придвене за гору крышек; для получения нужно пройти игру за Братство Стали и получить звание Стража (прим. автора — мне лично покупать и использовать сею вундервафлю не доводилось).

[FH] Друг Адмирала — Гарпуномёт — Провоцирующее — Продаётся у Аллена Ли на причале Фар-Харбора за ~1500 крышек.

Разгоняем УВС

Второй категорией самых крутых легендарок являются свойства, увеличивающие наш УВС. Если твоя цель — завалить супостата экспоненциально возрастающим градом циферок урона, то ты пришёл по адресу. Такие легендарки подходят оружию с огромной скорострельностью, дробовикам и быстрым клинкам.

Также отмечу, что ★ мощное (О/Х), ★ двузарядное (О) и ★ наркоманское (О/Х) свойства, помимо разового Урона также позволяют увеличить и УВС, разве что двузарядные пушки будет чертовски мотать отдачей.

Самый грубый способ повысить УВС огнестрела — увеличить скорострельность. С этим справляется свойство ★ стремительное (О). Помимо возросшего на 25% темпа стрельбы получаем бонусом ускоренную перезарядку. Очень выгодно смотрится на всяких Миниганах и Гатлинг-Лазерах.
При использовании оружия со свойством ★ яростный (Х), урон растёт экспоненциально, так что, при большом запасе ОД, можно без труда завалить обычным ножиком даже Когтя Смерти. Применимо только к холодному оружию, но имеется также парочка именных яростных огнестрелов.

Казалось бы — имба, и данная легендарка должна быть лидером в данной категории? Не всё так просто.

Вот смотри: есть свойство ★ ранящий (О/Х), наносящее 25 урона от кровотечения в течении нескольких секунд. Фигня, скажешь?

А что если я отвечу тебе, что эти 25 урона стакаются? Что, помимо базового урона, каждую секунду ты будешь наносить от 100 до 300 бонусного урона, к которому ни у одного врага нет сопротивления? Что 25 единиц урона у дробовиков отсчитываются от каждой дробинки? Что это чёртово кровотечение действует даже на машины?!

Однозначно, мастхэв-легендарка для всех, кто хочет убивать противников быстро и качественно. Ну и кто смеётся теперь? Немного о том, где ты стопроцентно найдёшь пушки с интересующими тебя свойствами (цена, опять же, варьируется):

Название — Тип — Свойство — Местонахождение. 

Эксперимент 18-А — Плазменный карабин/Плазменный пистолет — Стремительное — Продаётся у синта-торговца в Институте за ~3000 крышек; вход в Институт открывается по мере прохождения основного сюжета.

Последний суд — Гатлинг-Лазер — Стремительное — Личное оружие Старейшины Мэксона из Братства Стали; при игре за Институт или Подземку можно снять с трупа старейшины.

[AT] Взгляд протектрона — Лазерный карабин/Лазерный пистолет — Стремительное — Личное оружие Механиста, антагониста из дополнения Automatron; можно снять с трупа при прохождении дополнения, либо купить у Механиста за ~500 крышек, если она осталась жива.

Яростный силовой кастет — Силовой кастет — Яростное — Можно снять с трупа Лебедя — супермутанта-чудища, босса локации Пруд Лебедя.

[NW] Человек, который решает проблемы/Брызгострел — Самодельный карабин — Яростное — Два аналогичных оружия из Ядер-Мира; «Человека...» можно получить, пройдя проверку красноречия при первом разговоре с лидером Стаи; «Брызгострел» продаётся у Аарона Корбетта на Рынке Ядер-Тауна за ~12000 крышек.

Клинок Пикмана — Боевой нож — Ранящее — Является наградой квеста «Подарок Пикмана»; проходя локацию Галерея Пикмана, нужно оставить Пикмана в живых, в благодарность он отдаст ключ к сейфу, в котором и будет лежать именной клинок.

[NW] Горлорез — Нож Адептов — Ранящее — Продаётся у Кейтлин Олден на Рынке Ядер-Тауна за ~5000 крышек; добраться до Ядер-Тауна можно, найдя на западе от Комунны «Солнечные приливы» локацию Транзитный центр «Ядер-мира».

Издеваемся над врагом, физически и морально

Помимо прямого или косвенного увеличения Урона и УВС, есть ещё две категории легендарок, позволяющие довольно эффективно нагибать Содружество. Теперь наша цель — не убить врага как можно быстрее, а не дать ему убить нас в ответ.

Сперва рассмотрим оружие, напрямую мешающее противнику атаковать: например, держа его в стане, либо не подпускающее его слишком близко. Свойства этой категории требуют феноменальной скорострельности оружия.

Сперва идут два брата-акробата: ★ калечащее (О/Х) и ★ увечащее (О/Х). Суть у них одна — нам нужно как можно быстрее сломать ноги супостату, чтобы ближние атаки стали для него невозможны, а дальние — потеряли в эффективности. После чего, несмотря на общественное неодобрение спокойно бьём лежачего. Увечащее может уложить цель быстрее, но калечащее сделает это гарантировано.

Проблемы? Не все враги становятся беспомощны, будучи инвалидами, да и крылья комаров-переростков за ноги не считаются.

Куда как круче для ломания ног (и хлебал — в процессе) подходит свойство ★ взрывное (О). Помимо ломания ног взрывающимися пулями всем врагам в радиусе попадания, мы накидываем сверху 15 взрывного урона по площади.

Будто этого мало, 15 пунктов бабах-урона впоследствии нехило усиливаются перками до минимум 30, а то и 40+ с каждой пули! Однако да, на холодные ножи взрывное не падает по причине, блджадь, отсутствия в оных пуль.

На десерт — ★ ошеломляющее (О/Х) свойство, просто дающее оружию шанс стана. Шанс, как показывают наблюдения, небольшой, так что нужно что-то воистину скорострельное: Потрошитель или Миниган, не иначе. Если выпадет нечто подобное — поздравляю, ваш потенциальный противник просто не успеет выйти из ошеломления до смерти.

Применимо, однако, только к одиночным противникам: сдерживать орды ошеломляющими пушками трудно. Хочешь абсолютно точно заиметь что-то годное из описания выше? Тогда смотри, что у нас есть:

Название — Тип — Свойство — Местонахождение.

Друг обитателя Пустоши — 10-мм пистолет — Калечащее — Продаётся у Деб в Банкер-Хилл за ~1000 крышек. Самое то для начала игры.

В последнюю минуту — Карабин Гаусса — Калечащее — Продаётся у Ронни Шоу в Замке за ~8000 крышек; Ронни появляется в Замке после квеста Минитменов «Старые пушки».

[FH] Сержант Эш — Огнемёт — Увечащее — Продаётся у Дежена в Акадии на острове Фар-Харбор за ~700 крышек.

Жми и молись — Пистолет-пулемёт — Взрывное — Продаётся у Крикет за ~1500 крышек; Крикет курсирует от Убежища 81 до Банкер-Хилл.

[FH] Радиевый карабин «Килотонна» — Радиевый карабин — Взрывное — Продаётся у Брата Кейна в Ядре на острове Фар-Харбор за ~3000 крышек; для доступа в Ядро необходимо выполнить квест «Туманные видения»

Нажимаем минимум кнопок в VATS

Ну, точнее кнопок придётся понажимать достаточно, но результат один: враг просто не успевает ничего сделать, пока Выживший хоронит его под градом ударов/пуль в VATS. Игроки со вкачаной в 9 удачей уже понимают, чем запахло дело...

Поясню: данные пушки очень чувствительны к билду; у вас должен быть неплохой запас ОД и перки Критический урон, Банк критических атак, Смерть на взлёте и Клевер-четырёхлистник.

Тактика боя целиком заключается в использовании VATS и критов, а основная цель — положить как можно больше врагов за одну VATS-атаку, при этом сразу восполнив ОД на следующую.

Со свойствами типа ★ молниеносное (О/Х) и ★ VATS-совместимое (О/Х) всё предельно ясно. Меньший расход ОД = больше атак за одну VATS сессию, а значит — больше шансов на то, что Смерть на взлёте сработает.

Разве что VATS-совместимые пушки мне ещё не выпадали, быть может это свойство характерно лишь для Ловушки для рыбы.

Ещё лучше с нанесением критов справляются легендарки, под эти криты и заточенные. ★ счастливое (О/Х) оружие быстрее копит крит и делает его больнее, но суть остаётся той же, что и у молниеносных и VATS-совместимых пушек — выбить за одну VATS-атаку восполнение всех ОД. А хотите иметь это восполнение гарантированно?

Берите что-нибудь ★ неутомимое (О/Х), полностью заполняющее за одну VATS сессию крит. И даже

Смерть на взлёте качать не надо! Где такие чудо-пушки заиметь — смотри в таблице:

Название — Тип — Свойство — Местонахождение.

Ловушка для рыбы — Багор — VATS-совместимое — Продаётся у Аллена Ли на причале Фар-Харбора за ~500 крышек.

Пистолет Келлога — Пистолет калибра .44 — Неутомимое — Личное оружие (кто бы мог подумать) Келлога; можно добыть в ходе прохождения основного сюжета.

[FH] Мясницкий крюк — Крюк для мяса — Неутомимое — Продаётся у Эриксона в месте крушения рейса «Горизонт» 1207 на острофе Фар-Харбор за ~500 крышек.

[NW] Блестящая дубина Цито — Бейсбольная бита — Неутомимое — Выдаётся Цито как награда квеста «Сафари» в Зоне Сафари в Ядер-Мире; во время прохождения квеста, Цито необходимо оставить в живых

Праведный властелин — Лазерный карабин/Лазерный пистолет — Счастливое — Выдаётся паладином Дансом как награда квеста «Призыв к оружию»; квест стартует после нахождения Кембриджского полицейского участка и выполнения первого задания Братства Стали.

[NW] Бластер Чужих Хабологов — Внеземной пистолет — Счастливое — Выдаётся Дарой Хаббелл как награда квеста «Путешествие к звёздам» в Ядер-Мире, квест стартует при разговоре с хабологами в их Лагере; для получения оружия необходимо не убивать хабологов.

Лутбоксы как они есть

Ну, ну, не пугайся, настоящих лутбоксов в Четвёрку пока не завезли. Однако есть один способ гарантированного получения легендарки, до боли напоминающий эти «коробочки сюрприза».

Во время прохождения ДЛЦ Far Harbor, необходимо сделать так, чтобы Каусми (девчёнка, за которой мы на этот остров и попёрлись) осталась жива. А именно — либо сдать ДиМА жителям Фар-Харбора, либо пройти дополнение за Акадию. За спасение своей дочурки, благодарные родители подарят вам дедушкин клад на заднем дворе в сундуке, который ещё предстоит откопать. Так воооот, встаём перед местом «раскопок», СОХРАНЯЕМСЯ и копаем.

В сундуке — случайный лут и гарантированно — одна огнестрельная легендарка. Если выпала срань — загружаемся и повторяем процедуру, и так — до посинения. Мне лично удалось выбить Ночную плазменную винтовку, мне норм.

Ну вот и всё, наконец-то ты отмучился сквозь эти тонны текста. Если есть что сказать — пиши, если понравилось — не стесняйся жмякать соответствующие конпочки. Если мне будет не совсем влом, запилю нечто подобное по броньке. Всем спасибо, всем — пока.